Wave (waveol) wrote in doman_ru,
Wave
waveol
doman_ru

Category:

Пост-размышление о материальном стимулировании

Originally posted by a_katkov at Пост-размышление о материальном стимулировании

Всем известно, что существуют разные способы мотивировать людей, в том числе и детей, что-то делать. На первый план сейчас все больше выходят материальные методы. Особенно грустно видеть и читать, что в семейных отношениях, в отношении своих детей родители все чаще применяют такие методы.



Причины, конечно, для этого есть, и их можно понять: материальное стимулирование вызывает мгновенный положительный результат на первых порах. То есть пообещали ребенку новую игрушку за убранную комнату – и всё: комната сверкает. Придумывать больше ничего вроде бы не надо. Не надо объяснять, разговаривать, изобретать другие подходы, чтобы ребенок САМ захотел и привык жить в порядке. Будет ли он убирать комнату без оплаты – большой вопрос. То есть он делает это не потому, что чувствует потребность в чистоте и порядке. А потому что это нужно и важно родителям. Опять же вопрос качества этого исполнения. Оно всегда на порядок ниже, чем если человек что-то делает от души и по своему желанию.

Мы решили, что такое мотивирование – это не наш рабочий вариант. Мы не будем платить (ни деньгами, ни игрушками, ни конфетками) своему ребенку за что-либо. И вот мои размышления на эту тему. Сразу скажу – это наши размышления и пока наша точка зрения. Это не догма. Это лишь путь нашей семьи. И, конечно, было бы интересно выслушать различные мнения на эту тему.

Первое, почему мы не хотим применять деньги и блага для мотивации Тима – это

то, что любой материальный путь в жизни обречен на «инфляцию». Также и с материальной мотивацией: если вчера ребенок что-то хотел сделать за конфетку, то завтра сделает это же только за конструктор «LEGO», послезавтра уже за i-Pad. Ставки и желания растут как снежный ком, в противном случае мотивация быстро теряется. А попав в ловушку «сделай и получишь» однажды, потом вырваться уже крайне сложно, так как мотивационный вектор уже задан ребенку.

Конечно, мы тоже люди и хочется иногда, сказать: «Сделай то-то, тогда получишь то-то». Результат получается мгновенным, тратится минимум времени. Ведь не нужны разговоры, отстаивание своей точки зрения, умение привести аргументы. Однако сейчас мы уже стали четко видеть такие ситуации, сразу останавливать себя в этом желании, нашли и научились использовать множество других рычагов. То есть первый шаг для нас был – научиться видеть эти жизненные моменты и останавливаться, прежде чем ловушка захлопнется.

Во-вторых, мне кажется, взаимоотношения «сделай и получишь» в семье повышают ценность вещей, денег, сладостей, вкусной еды, и снижает ценность отношений. Это очень сильно противоречит нашему мировоззрению и тому, как мы хотим воспитать Тимура.

В-третьих, применяя мотивацию «сделай и получишь» родитель как бы транслирует ребенку: «Да я понимаю это неинтересно – но ты уж напрягись, сделай, а я тебя отблагодарю». Формируется отношение не интересности, неважности интересных по сути вещей. Таких как обучение, чтение книг, занятия спортом. Это для нас самый страшный вариант. Потому что мы с самого начала взращивали в Тиме интерес к знаниям, чтению, расширению кругозора. Поэтому в плане мотивации обучения категорически никаких «конфеток» и прочих «плюшек» нет и не будет.

В-четвертых, еще вариант, который часто встречается: платить за те вещи, которые ребенок по идее должен, но не хочет делать. Речь идет об уборке своих игрушек, помощи в уборке помещения родителям, помощи на даче и т.д. Хочется привить ребенку любовь к труду, а получается, по сути, что родитель оплачивает ребенку насилие над собой ради денег. Транслируется мысль: «Деньги не пахнут – ради них сделаешь даже то, к чему душа не лежит».В итоге что? В будущем депрессии от ненавистной работы, но зато много платят.

А еще, у ребенка формируется навык «покупки» за какие-то блага времени и внимания других людей. То есть неважно интересен ли ты сам по себе, что ты умеешь. Ты можешь посулить что-то и получить взамен желаемое. Это дает урок: «всё и все в жизни покупается и продается».

Всё это в корне перечеркивает наше стремление, чтобы Тимур имел интерес к обучению, знаниям, познанию мира и в итоге выбрал себе дело по душе. Чтобы любовь к труду, к порядку и различные социальные навыки стали для него просто привычкой. Чтобы он любил и ценил общий дом и порядок в нем, чтобы хотел помогать близким, быть неравнодушным к родным.

Поэтому мы сузили список того, что требует дополнительного мотивирования, до минимума. По сути – это только новые проекты, которые, так сказать, вынуждают сына выйти из его зоны комфорта. Кроме того, мотивирование в таких случаях носит исключительно временный характер, никаких договоренностей на постоянной основе. А лучше даже, если это будет неожиданный сюрприз. Это нужно только для закрепления положительных эмоций после проведения мероприятия. Когда само мероприятие станет привычным и зона комфорта расширится, всё мотивирование сразу убираются, только обязательно нужно продолжать поддерживать позитив и положительные эмоции в конце.

К примеру, как мы сделали с занятиями футболом. На первых занятиях стало видно, что дается навык сложно, – много правил и нестандартных движений, большие физические нагрузки, неуверенность и риск, такой нелюбимый Тимуром. В общем, с наскока футбол не поддался. Встала необходимость дополнительной мотивации на этапе формирования привычки. Мы долго думали что предпринять, и решили совместить приятное с полезным. Но сделать это нужно было незаметно. В субботу после занятия неожиданно зашли с сыном в магазин и купили конструктор LEGO (мы все равно собирались купить его, так как приучали тогда Тима к конструированию). Сказали, что за хорошие результаты, что Тимур понемногу уже стал понимать игру, что скоро футбол станет любимой его игрой. Это было создание позитива и закрепление положительных эмоций после занятия.

Конечно, перед следующим занятием, имевшим место уже в будний день, началась торговля. Малыш сразу вспомнил положительные эмоции прошлого занятия и стал отстаивать эти же условия на дальнейший период. Тогда мы сказали, что покупать каждый раз конструктор не можем по многим причинам: слишком дорого стоит каждый конструктор и денег на всё не хватит, кроме того, в будний день надо рано ложиться спать и поиграть не удастся, и еще несколько весомых доводов. Однако если ближайшие тренировки пройдут на отлично, то в следующую субботу мы купим еще один. Так мы поддерживали интерес около месяца, а убедившись, что навык закрепился, тут же убрали эту мотивацию и оставили только положительные эмоции в конце каждого занятия.

Хотя я вижу, что были и другие варианты. Просто по тем или иным причинам они были недоступны. На сегодня это остается единственным случаем использования «тяжелой артиллерии» материальных стимулов, давая пищу для размышлений.

Все социальные навыки, домашние обязанности, помощь родителям мы прививали с рождения и никогда не применяли дополнительную мотивацию. Мое глубокое убеждение заключается в том, что любовь к труду и к порядку, работоспособность, интерес к познаниям и многое-многое другое, почти всё на самом деле, становится привычкой, если ребенок с рождения воспринимает это как должное и родители своим примером постоянно подтверждают это.
Tags: 10 лет, 11 лет, 12 лет, 13 лет, 4 года, 5 лет, 6 лет, 7 лет, 8 лет, 9 лет
Subscribe

Recent Posts from This Community

  • От начинающего

    Доброго времени суток! Сейчас наша небольшая семья находится в счастливом ожидании первенца. Конечно, заинтересовалась развитием будущего чада. И,…

  • Выгоды от обучения музыке

    Originally posted by dilailah at Выгоды от обучения музыке Сорри, на английском. Но там вполне все понятно.

  • Билингвизм

    Originally posted by marysasch at Билингвизм Прочитала интересную книжечку автор. Barbara Abdelilah-Bauer Guide à l'usage…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments